АРАМИТ - современный композиционный материал для бильярдных шаров на основе фенолоальдегидных смол. Арамитовые шары в настоящее время получили наиболее широкое распространение во всех разновидностях бильярдных игр.
БЕГУЩИЙ ВИНТ - разновидность бокового вращения битка (см. также ВИНТ, БОКОВИК и ОБРАТНЫЙ ВИНТ). Используется прежде всего для расширения УГЛА ОТРАЖЕНИЯ битка от борта при выполнении выходов, отыгрышей и ударов от борта. Битку при этом придают боковое вращение в таком направлении, чтобы он за счет трения о бортовое сукно получил ускоряющий, «попутный» импульс, увеличивающий продольную составляющую скорости . Попутный импульс тем больше, чем сильнее вращение и трение о борт. Соответственно, тем больше угол отражения...
БИЛЬЯРДНАЯ ПЕРЧАТКА - один из бильярдных аксессуаров, предназначенный для облегчения скольжения ДРЕВКА КИЯ по руке (КИСТЕВОМУ УПОРУ). Изготавливается, как правило, из шелковых и синтетических волокон и надевается на большой, указательный и средний пальцы.
БИЛЬЯРДНЫЙ МЕЛ - специальная абразивная субстанция, спрессованная в форме кубика стандартного размера и используемая для намеливания наклейки кия с целью увеличить ее трение о поверхность битка при нанесении удара. Намеливание позволяет придать битку подкрутку и предотвратить КИКС (см.) при выполнении удара в удаленные от центра участки битка.
БИТОК - шар, по которому согласно правилам конкретной игры наносят удары наклейкой кия (см. правила игр). В пуле, снукере и карамболе всегда используется биток белого цвета. Несколько сложнее ситуация в русском бильярде. При игре в «Русскую пирамиду» и «Московскую пирамиду» битком служит один и тот же шар. Он может быть темно-красным, желтым или же иметь особую разметку. При игре в «Американку» («Свободную пирамиду») любой шар на игровой поверхности стола (независимо от его номера и цвета) может быть выбран играющим в качестве битка при выполнении любого очередного удара. (Исключением является лишь начальный удар, при выполнении которого используют цветной шар без номера.)
БЛИЗКОСТОЯЩИЕ ШАРЫ - позиция, когда биток и прицельный шар отстоят друг от друга на расстояние, не превышающее размера стандартного бильярдного мелка (или иное оговоренное правилами расстояние). При ударе по близкостоящему прицельному шару действуют особые правила. При этом неправильный удар по близкостоящим шарам в русском бильярде рассматривается как ПРОПИХ, а в пуле - как ДВОЙНОЙ УДАР (см. правила игр).
БОКОВИК - децентрированный удар с боковой подкруткой битка (см. также ВИНТ, ОБРАТНЫЙ ВИНТ, БЕГУЩИЙ ВИНТ). Используется при выполнении самых различных выходов, отыгрышей, ударов от борта, а также при сыгрывании битка в лузу в «Московской пирамиде» и «Американке» («Свободной пирамиде»). Следует иметь в виду, что боковик искажает траекторию движения битка и при его использовании необходимо внести коррективы в прицел (см. «Основы техники»).
БОРТОВАЯ РАСКРУТКА - приобретение шаром, пущенным под углом к борту, бокового вращения за счет трения о бортовое сукно. Этот эффект заложен в любую бриллиантовую систему (см. БЕГУЩИЙ ВИНТ).
БОРТОВОЙ ЭФФЕКТ - эффект сужения УГЛА ОТРАЖЕНИЯ шара от борта с увеличением силы удара. Объясняется прежде всего характером упругой деформации бортовой резины и формой образующейся при вминании шара в борт выемки. Бортовой эффект (так же как и эффект БОРТОВОЙ РАСКРУТКИ) усиливается при использовании более мягкой резины. Его необходимо учитывать при выполнении дуплетов и ударов от борта. В последнем случае битку придают иногда компенсирующую боковую подкрутку (см. БЕГУЩИЙ ВИНТ).
БРИЛЛИАНТОВАЯ СИСТЕМА - способ расчета ударов от бортов с помощью вкрапленных в поручни особых отметок - «бриллиантов». Широко используется в трех-бортном карамболе, а также в пуле, когда невозможен прямой удар по ОЧЕРЕДНОМУ (ЛЕГАЛЬНОМУ) шару. Бриллиантовая система построена в расчете только на умеренно слабое естественное качение битка, обеспечивающее естественные углы отражения от борта. С увеличением силы удара начинает сказываться БОРТОВОЙ ЭФФЕКТ. Для его компенсации используют БЕГУЩИЙ ВИНТ.
БУКСУЮЩИЙ НАКАТ - разновидность СКОЛЬЗЯЩЕГО НАКАТА когда биток подходит к прицельному шару в состоянии скольжения с избыточным (по сравнению с естественным качением) верхним вращением (см. СКОЛЬЖЕНИЕ, ЕСТЕСТВЕННОЕ КАЧЕНИЕ, ПРОБУКСОВКА). При этом по битку наносится весьма сильный и хлесткий удар как можно выше центра (насколько позволяет кий и техника исполнения удара). Если расстояние между битком и прицельным шаром сравнительно невелико, выполнить буксующий накат не слишком сложно. Однако по мере увеличении расстояния между шарами сделать это становится крайне затруднительно, а при большом трении битка о сукно зачастую и невозможно. Вместо буксующего наката получается ЕСТЕСТВЕННЫЙ. Буксующий накат применяют обычно при выполнении лобовых и почти лобовых ударов на близкой и средней дистанции, когда необходимо максимально увеличить размер прокатки битка вперед после соударения с прицельным шаром
ВЕРШИНА ПИРАМИДЫ - передний шар пирамиды, расположенный на задней отметке.
ВИНТ - боковое (вокруг вертикальной оси) вращение битка, приданное при ударе кием или приобретенное при взаимодействии с бортом (см. БОКОВИК, БЕГУЩИЙ ВИНТ, ОБРАТНЫЙ ВИНТ, БОРТОВАЯ РАСКРУТКА). Следует иметь в виду, что боковое вращение битка всегда сопровождается СКОЛЬЖЕНИЕМ или ЕСТЕСТВЕННЫМ КАЧЕНИЕМ. Отсюда следует, что приданный при ударе винт не существует в чистом виде. Он лишь дополняет и видоизменяет основные технические приемы управления битком. Поэтому популярные советы типа «Играй с левым нижним!» вольно или невольно вводят в заблуждение непосвященных. Биток, пущенный с «левым нижним», может встретить прицельный шар с «левым верхним» (см. РАСКРУТКА).
ВОЛЧОК («Московская пирамида»)
2056
ВОЛЧОК («Московская пирамида») - биток с приданным ему чрезвычайно сильным вращением вокруг вертикальной оси и относительно медленным поступательным движением в сторону лузы. Волчок представляет собой результат сочетания сильной боковой подкрутки битка с сильным ЛОБОВЫМ СОУДАРЕНИЕМ битка и прицельного шара. Он используется главным образом при СЫГРЫ-ВАНИИ БИТКА в «Московской пирамиде», и прежде всего в тех случаях, когда позиция позволяет пустить волчок вдоль борта в угловую лузу. Запуск волчка в заданном направлении - технический прием высшей категории сложности, осваивать который лучше всего под руководством опытного наставника. (Некоторые бильярдисты в указанном узком смысле используют термин ВИНТ, однако на практике ему придается иной, более общий смысл.)
ВЫСКОЧИВШИЙ ШАР - шар, оказавшийся после завершения удара вне игровой поверхности стола и луз
ВЫСТАВЛЕНИЕ - специально оговоренная в правилах каждой конкретной игры процедура возвращения на игровую поверхность стола выскочивших, неправильно забитых и штрафных шаров (см. правила игр).
ВЫХОД - результативный ПОЗИЦИОННЫЙ УДАР, когда биток, направив в лузу один прицельный шар, выходит на позицию, удобную для сыгрывания в лузу следующего. В более общем смысле (применимом в том числе и для «Американки» («Свободной пирамиды»), где битком служит любой шар) - это переход от одной выгодной для результативного удара позиции к другой. Выход является наиболее эффективным способом ведения игры. Он играет ключевую роль в пуле, снукере и «Американке» («Свободной пирамиде»), где успех приносят не забитые поодиночке шары, а СЕРИИ (см. «Основы техники и тактики»).
ГУБА - скошенная часть УПРУГОГО БОРТА, расположенная в створе лузы.
ДВОЙНОЙ УДАР - запрещенный удар, при котором наклейка кия касается битка более одного раза. Наиболее часто двойной удар происходит при игре по БЛИЗКО-СТОЯЩЕМУ прицельному шару.
ДЕЦЕНТРИРОВАННЫЙ УДАР - удар кием выше, ниже или в сторону от центра битка (как правило, не далее чем на полрадиуса). Децентрированный удар наносится с целью ПОДКРУТКИ битка (см.). Особую роль играет при этом правильная полусферическая форма наклейки, ее хорошее трение о поверхность битка, а также мягкость удара и плавность сопровождения.
ДОВЕДЕНИЕ ДО БОРТА (пул) - требование при любом ударе, не сопровождающемся падением в лузу прицельного шара, довести до борта какой-либо шар после соударения (первого касания) битка с ОЧЕРЕДНЫМ (ЛЕГАЛЬНЫМ) прицельным шаром.
ДОМ - часть игровой поверхности стола между ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИЕЙ и ПЕРЕДНИМ БОРТОМ.
ДРЕВКО КИЯ - передняя часть кия, к торцу которой прикрепляется наклейка. В сборном кие - часть кия от наклейки до винтового соединения.
ДУПЛЕТ - удар, при котором прицельный шар сначала отражается от борта (бортов), а затем падает в лузу. Дуплет не следует путать с УДАРОМ ОТ БОРТА.
ЕСТЕСТВЕННОЕ КАЧЕНИЕ - движение шара по игровой поверхности стола без проскальзывания (см. также СКОЛЬЖЕНИЕ). Катящийся биток сочетает поступательное движение с естественным верхним вращением. При естественном качении скорость точки соприкосновения с сукном равна нулю, поэтому линейная (периферийная) скорость вращения в точности равна скорости поступательного движения. В этом смысле можно говорить о «равновесии» поступательного и вращательного движения. Поступательное движение любого скользящего шара в конечном счете переходит в равновесное финальное состояние (термин Кориолиса), то есть в естественное качение до полной остановки. Естественное качение обеспечивает так называемые естественные УГЛЫ ПРОКАТКИ при выполнении удара на резке, а также естественные углы отражения от бортов при условии компенсации БОРТОВОГО ЭФФЕКТА. Равновесное естественное качение следует отличать от неравновесного скольжения шара с сохранением приданного при ударе или приобретенного от сукна верхнего вращения.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ НАКАТ - разновидность наката (см. НАКАТ, ЕСТЕСТВЕННОЕ КАЧЕНИЕ). ЖЕСТКИЙ НАКАТ - разновидность СКОЛЬЗЯЩЕГО НАКАТА.
ЖЕСТКИЙ (СКОВАННЫЙ) УДАР - удар по битку «жесткой» (скованной и закрепощенной) рукой, без кистевого хлеста и амортизации отдачи, с чрезмерным сжатием кия и перенапряжением лучезапястного сустава. Жесткий удар не обеспечивает ни контролируемой силы, ни заданной точности, ни придания битку заданного вращения. (См. также МЯГКИЙ УДАР, АМОРТИЗАЦИЯ ОТДАЧИ, ОТДАЧА.)
ЗАВЕРШЕНИЕ УДАРА - остановка на игровой поверхности стола всех приведенных в движение, в том числе вращающихся на месте, шаров.
ЗАВИСШИЙ ШАР - шар, остановившийся после завершения удара в створе лузы в положении неустойчивого равновесия.
ЗАДНЯЯ ЛИНИЯ - линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.
ЗАДНЯЯ ОТМЕТКА - точка на продольной линии, равноудаленная от центральной отметки и заднего борта.
ЗАКАЗ - требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он будет сыгран. Различают строгий заказ (например, при игре в «Русскую пирамиду»), который необходимо объявлять перед каждым, даже самым простым и очевидным ударом по лузе, и джентльменский заказ (например, при игре в «Восьмерку»), когда очевидные для судьи и соперника шары можно не заказывать, однако судья или соперник вправе до удара уточнить заказ.
ЗАКАЗНАЯ ЛУЗА - объявляемая в заказе луза, в которую играющий намерен забить прицельный шар.
ЗАКАЗНОЙ ШАР - объявляемый в заказе прицельный шар, который играющий собирается положить в заказанную лузу.
ЗАКРЫТЫЙ УПОР - один из вариантов КИСТЕВОГО УПОРА (см. «Основы техники»). Он используется обычно в тех случаях, когда необходимо нанести удар с сильной подкруткой битка.
ЗОНА СЕКТОРА (снукер) - пространство между передним бортом и ЛИНИЕЙ СЕКТОРА
ИГРОВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ СТОЛА
1847
ИГРОВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ СТОЛА - покрытая сукном плоская поверхность бильярдного стола между упругими бортами.
ИГРОВАЯ СТОЙКА - положение корпуса, ног и рук играющего при выполнении удара (см. «Основы техники»).
ИГРОВОЙ ПОДХОД - вступление в игру одного из соперников.
КАРАМБОЛЬ - 1) разновидность безлузного бильярда; 2) удар, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой. В одноименной разновидности безлузного бильярда карамболь представляет собой РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ УДАР, дающий право на продолжение своей серии. Во многих лузных бильярдных играх карамболь широко используется как тактический прием (см., например, ПОДБИВКА). Особую роль играет карамболь при игре в «Девятку», когда биток направляет в лузу девятку, коснувшись ОЧЕРЕДНОГО прицельного шара (см. рис. 12). При выполнении карамболя используют самые разнообразные способы управления битком.
КИЙ - бильярдная принадлежность, используемая для нанесения удара по битку. Каждому классу бильярдных игр соответствует свой, вполне определенный тип кия надлежащего размера и веса. Различают кии для пула, снукера, карамболя и русского бильярда (см. Приложение 3). Кий должен быть абсолютно прямым и хорошо сбалансированным. Он не должен «гасить» удар и искажать траекторию движения битка. Выбрать хороший кий не просто. Начинающим настоятельно рекомендуется обращаться за консультацией к признанным специалистам. Вместе с тем следует иметь в виду, что хороший кий хорош лишь в хороших руках. Даже самый совершенный кий не может компенсировать грубые огрехи в технике. Вот почему начинающему нужно сосредоточить усилия не на поисках «идеального» кия, а на постановке «идеального» удара. Возьмите это на заметку.
КИКС - неудачный удар с проскальзыванием наклейки кия по поверхности битка. Для предотвращения кикса наклейку кия следует тщательно мелить специальным БИЛЬЯРДНЫМ МЕЛОМ. Чтобы наклейка лучше удерживала мел, ее поверхность необходимо периодически взрыхлять специальным «ершиком». Следует иметь в виду, что при выполнении ДЕЦЕНТРИРОВАННОГО УДАРА работает не центральная часть наклейки, а ее края, поэтому намеливать их следует особо тщательно. Особую роль при этом играет и правильная полусферическая форма наклейки, за которой следует тщательно следить. Однако даже для самой лучшей наклейки существует предельно допустимое отклонение от центра точки нанесения удара по битку (примерно 0,7 радиуса шара), за пределами которого располагается зона киксов. С увеличением массы кия, а также на ЖЕСТКОМ (СКОВАННОМ) УДАРЕ, сопровождающемся сжатием кия (что, по сути, равносильно увеличению его массы), зона киксов увеличивается. И именно это обстоятельство зачастую вызывает кикс с подпрыгиванием битка при попытке выполнить сильную оттяжку ударом под самый низ битка.
КИСТЕВОЙ УПОР - постановка руки, поддерживающей и направляющей древко кия при выполнении удара (см. «Основы техники»).
КЛАДКА - способность игрока забивать («класть») шары в лузы. Кладка - важнейший технический элемент любой лузной игры. Однако она становится грозным оружием лишь в сочетании с КОНТРОЛЕМ БИТКА и опытом ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ. Хорошая кладка сама по себе далеко не всегда приносит успех в серьезном поединке. Начинающий игрок, делающий ставку только на свою кладку, как правило, проигрывает более опытному позиционному игроку.
КЛАСТЕР (пул) - скопление двух и более шаров, ни один из которых не играется в лузу напрямую (см. также ПОДБИВКА). Наличие кластеров оказывает определяющее влияние на тактику и ход большинства лузных игр, но особенно велика их роль при игре в «Восьмерку» и «Американку» («Свободную пирамиду»).
КОМБИНАЦИОННЫЙ УДАР - удар, включающий промежуточное соударение битка или играемого шара с другим прицельным шаром.
КОНТРОЛЬ БИТКА - умение остановить биток в заданной точке игровой поверхности стола после завершения удара. Наряду с техническими приемами УПРАВЛЕНИЯ битком составляет основу основ ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ. Контроль битка необходим при выполнении любого позиционного удара, будь то выход или отыгрыш. По существу, тот, кто контролирует биток, контролирует всю игру. Об этом следует постоянно помнить начинающему бильярдисту. Для контроля битка используется широкий арсенал технических приемов, однако самое главное - умение контролировать СИЛУ и, соответственно, РАЗМЕР УДАРА.
КОНТРОЛЬ ПРИЦЕЛЬНОГО ШАРА
1936
КОНТРОЛЬ ПРИЦЕЛЬНОГО ШАРА - умение остановить прицельный шар в заданной точке игровой поверхности стола. Наряду с контролем битка контроль прицельного шара необходим при выполнении большинства позиционных ударов. Он особенно важен при НАИГРЫШЕ, ПОДБИВКЕ, постановке МАСКИ и СТОРОЖА Контроль прицельного шара основан на правильной резке и умении регулировать силу удара с учетом раската.
КОНТРТУШ - повторное и, как правило, нежелательное соударение битка с прицельным шаром. Особенно часто происходит в случае, когда прицельный шар находится недалеко от борта. О возможности контртуша следует всегда помнить при подготовке очередного удара.
ЛИНИЯ ВЫСТАВЛЕНИЯ ШАРОВ (пул, русский бильярд)
1957
ЛИНИЯ ВЫСТАВЛЕНИЯ ШАРОВ (пул, русский бильярд) - часть продольной линии стола от задней отметки до заднего борта, на которую выставляются в пуле выскочившие прицельные шары, а в русском бильярде -выскочившие, неправильно забитые и штрафные шары (см. правила игр).