УДАРНО-МАХОВОЕ ДВИЖЕНИЕ
Категория: ОСНОВЫ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ
|5091
С этого момента начинается плавное ускорение кия вперед с ударом и передачей движения битку. Рука при этом совершает сложнокоординационное движение, которое мы будем называть УДАРНО-МАХОВЫМ. Внешне оно выглядит как единое целое, однако по существу складывается из трех составляющих: РАЗГОН, ХЛЕСТ и СОПРОВОЖДЕНИЕ. Это неотъемлемые части любого правильного горизонтального удара.
Таким образом, собственно удар по битку является центральным, но не единственным этапом ударно-махового движения.
На этапе РАЗГОНА раскрепощенная рука сообщает кию поступательное движение вперед, равномерно и плавно разгоняет его до необходимой скорости, придает ему необходимую кинетическую энергию. Сила удара определяется конечной скоростью кия к моменту соударения с битком. Поэтому чем сильнее удар, тем большей должна быть полоса разгона. На ее финальном участке, когда до столкновения остаются считаные миллиметры, предплечевой мах переходит в кистевой хлест.
На этапе ХЛЕСТА разогнанный кий входит в соприкосновение с неподвижным битком, происходит удар как таковой, то есть столкновение и взаимодействие двух тел. Ключевую роль при этом играет раскрепощение лучезапястного сустава. Оно позволяет самортизировать отдачу и обеспечить тем самым хорошее «схватывание» наклейки кия с битком. Именно этот надежный контакт и дает возможность кию правильно сработать, то есть аккумулировать часть своей кинетической энергии, а затем выдать ее в виде направленного ударного импульса. В результате биток преодолевает инерцию покоя и трогается с места. Являясь центральным звеном ударно-махового движения, хлест обеспечивает, таким образом, плавный переход от разгона кия к разгону битка (мягкость удара).
На этапе СОПРОВОЖДЕНИЯ происходит окончательный разгон битка до заданной скорости, придание ему заданного движения. К этому, собственно говоря, и сводится вся предшествующая подготовка к удару и само ударно-маховое движение в целом. На его завершающем этапе рука уже не разгоняет кий, а лишь сопровождает его собственное движение, дает сработать заложенному в нем механизму передачи ударного импульса. В этом и заключен буквальный смысл термина «сопровождение». Сопровождение обеспечивает, кроме того, прямолинейное и плавное торможение кия после отделении битка от наклейки. В сопровождении, как правило, задействованы и кисть, и предплечье. Однако укороченное сопровождение может быть и чисто кистевым.
Следует сразу же подчеркнуть, что сопровождение -это не пропих и тем более не движение вслед, вдогонку битка. В отличие от пропиха сопровождение завершает любой правильный горизонтальный удар. Тут важно не переусердствовать. Не давить, не поджимать и не схватывать кий. Согласно международным правилам пула, именно несоразмерно затянутое, «давящее» сопровождение отличает пропих (толчок) от правильного удара. Пропих, бросок, толчок - это сопровождение без удара. Удар без сопровождения, когда биток сразу же срывается с наклейки, - это скованный, жесткий и, как правило, неточный удар, а то и вовсе - кикс. (С увеличением угла наклона кия начинает сказываться отдача плиты и размер сопровождения существенно уменьшается. При выполнении ряда особых ударов наклоненным и вертикально поднятым кием сопровождения вперед может и не быть. Оно отсутствует, в частности, при выполнении правильного ПЕРЕСКОКА в пуле, который подробно описан в разделе «Азбука современного бильярда».)
Размер нормального горизонтального сопровождения (в зависимости от свойств кия, разновидности удара и техники его выполнения) может изменяться в широких пределах - от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров и более. Естественно, что его нужно соразмерять с конкретной позицией шаров на игровой поверхности стола. При этом ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ПРОДОЛЖАТЬ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВПЛОТЬ ДО СОУДАРЕНИЯ БИТКА С ПРИЦЕЛЬНЫМ ШАРОМ. Это можно квалифицировать и как пропих, и как двойной удар. В любом случае это противоречит всем правилам и наказывается фолом (штрафом).
Таким образом, разгон, хлест и сопровождение неразрывно связаны и представляют собой неотъемлемые части одного и того же ударно-махового движения. И на каждом этапе важно одно - плавность, плавность и плавность. На первом этапе важно плавно разогнать кий строго в плоскости прицеливания. На втором этапе важен плавный переход от разгона кия к разгону битка (плавность такого перехода мы будем называть также мягкостью удара). И наконец, на третьем этапе необходим плавный разгон битка и плавное торможение кия. Именно это обеспечивает плавность и целостность всего ударно-махового движения и плавную передачу заданного движения битку.