rss
twitter
  •  

ОБЩИЕ ПРАВИЛА РУССКОГО БИЛЬЯРДА1

| Категория: РУССКИЙ БИЛЬЯРД

3707

ОБЩИЕ ПРАВИЛА РУССКОГО БИЛЬЯРДА1

1. Бильярдное оборудование и аксессуары
При игре в каждую из описанных ниже разновидностей русского бильярда следует использовать бильярдные столы, шары и аксессуары, соответствующие «Техническим требованиям к бильярдному оборудованию» (см. Приложение 3).
2. Разметка бильярдного стола
2.1. На игровой поверхности бильярдного стола должны быть четко и аккуратно нанесены следующие линии и отметки:
(1) Центральная отметка - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
(2) Центральная линия - прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины - переднюю и заднюю.
(3) Передняя отметка - точка, расположенная в центре передней половины игровой поверхности стола.
(4) Линия дома - прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.
(5) Задняя отметка - точка, расположенная в центре задней половины игровой поверхности стола.


шаров - часть продольной от задней отметки до середи-
(6) Линия выставления линии стола, проведенная ны заднего борта.
2.2. Домом называется часть игровой поверхности стола, заключенная между линией дома и передним бортом.
3. Используемые шары
Стандартный набор из шестнадцати пирамидных бильярдных шаров: пятнадцать шаров цвета слоновой кости с номерами от 1 до 15 и один цветной (желтый или темно-красный) шар без номера.
4. Биток и прицельные шары
4.1. При игре в «Русскую пирамиду» («Классическую пирамиду») и «Московскую пирамиду» («Комбинированную пирамиду») битком служит цветной шар без номера.
4.2. При игре в «Американку» («Свободную пирамиду») любой шар на игровой поверхности стола (независимо от его номера и цвета) может быть выбран играющим в качестве битка при выполнении любого очередного удара. (Исключением является лишь начальный удар, при выполнении которого используют цветной шар без номера.)
4.3. Все остальные шары являются прицельными.
5. Соударение
5.1. Соударение (касание) битка с одним из прицельных шаров является обязательным условием любого правильного удара, включая начальный.
5.2. Битком можно ударить по прицельному шару как напрямую, так и от любого борта (бортов).
5.3. Если биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом.
6. Игра после нарушения
В случае нарушения правил соперник имеет право:
(1) сам произвести следующий удар или
(2) потребовать продолжения игры нарушителем.
7. Розыгрыш начального удара
7.1. При розыгрыше начального удара (разбития пирамиды) используется следующая процедура. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно выполняют удар с руки из дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.
7.2. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:

(1) шар зашел на половину соперника,
(2) не достиг заднего борта,
(3) упал в лузу,
(4) выскочил за борт,
(5) коснулся длинного борта или
(6) коснулся заднего борта более одного раза.

7.3. Если правила нарушили оба соперника или если судья не может определить, чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
7.4. Победитель розыгрыша имеет право:

(1) сам произвести начальный удар или
(2) уступить его сопернику.
8. Исходная расстановка шаров
8.1. Перед начальным ударом пятнадцать нумерован
ных шаров цвета слоновой кости устанавливаются в фор
ме равностороннего треугольника (пирамиды) с верши
ной на задней отметке стола и основанием параллельно
заднему борту. Все шары должны быть плотно прижаты
друг к другу.
При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.
8.2. Цветной шар (без номера), используемый в каче
стве битка при выполнении начального удара (разбития
пирамиды), располагается в доме.
9. Положение шара
Положение шара определяется положением его центра.

10. Дом и линия дома
10.1. Линия дома не является частью дома.
10.2. Шар, стоящий на линии дома, считается расположенным вне дома.
11. Введение битка в игру (начало игры)
11.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.
11.2. В качестве битка при выполнении начального удара следует использовать цветной шар (без номера).
11.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома (см. разделы 9 и 10).
Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.
Если вступающий в игру предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его поправить.
11.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия (см. раздел 14).
11.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т. п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой штраф.
12. Правильный начальный удар*
12.1. Начальный удар считается правильным, если после соударения битка с одним из прицельных шаров:
(1) один из шаров правильно забит в любую лузу; или
(2) по меньшей мере три различных прицельных шара коснулись борта (бортов); или
(3) два различных прицельных шара коснулись борта
(бортов), а затем хотя бы один (любой) прицельный шар
пересек центральную линию.
Если ни одно из указанных требований не выполнено, на игрока налагается штраф.

12.2. Если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник имеет право:
(1) принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру; или
(2) принять сложившуюся позицию шаров на столе и заставить нарушителя продолжить игру; или
(3) расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или
(4) расставив шары заново, заставить нарушителя произвести начальный удар еще раз.
13. Попеременное разбитие
В каждой последующей партии матча соперники разбивают по очереди.
14. Начало и завершение удара
14.1. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. (Вращающийся на месте шар считается движущимся.)
14.2. Запрещается начинать следующий удар до завершения предыдущего. В противном случае - штраф.
15. Удар кием по битку
Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси. В противном случае - штраф.
16. Касание ногой пола
При выполнении удара по битку по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола. В противном случае - штраф.
17. Запрещенное касание шаров
17.1. За исключением касания битка наклейкой кия при выполнении удара, запрещается касание любого

шара (битка или любого прицельного шара) на игровой поверхности стола телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т. п. В противном случае - штраф.
18. Запрет двойного удара
При выполнении удара наклейка кия должна коснуться битка лишь один раз. В противном случае -штраф.
19. Запрет пропиха
19.1. При выполнении удара по битку любым способом, кроме двух описанных в разделе 19.2, запрещается затягивать контакт наклейки кия с битком вплоть до соударения (касания) битка с прицельным шаром. В противном случае удар квалифицируется как пропих и наказывается штрафом.
19.2. Если биток касается прицельного шара или если расстояние между битком и прицельным шаром настолько мало, что при выполнении удара по битку практически невозможно избежать моментального тройного контакта - «наклейка кия-биток-прицельный шар» (это расстояние, как правило, не превышает размера стандартного бильярдного мелка), то удар кием по битку не квалифицируется как пропих, если он нанесен:

(1) под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров; или
(2) таким образом, что биток прошел вслед за прицельным шаром не далее чем на полшара.
В противном случае - штраф.
ПРИМЕЧАНИЕ. Удар по битку в сторону от соприкасающегося прицельного шара (без смещения последнего с места) не считается за соударение битка с этим прицельным шаром. Если после этого биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом (см. раздел 5.3).

20. Правильный удар
Любой удар (за исключением начального) считается правильным (правильно завершенным), если не нарушено ни одно из положений настоящих правил и, кроме того, после соударения (касания) битка с одним из прицельных шаров любой из шаров на игровой поверхности стола (биток или любой прицельный шар):
(1)забит в лузу; или
(2) отражается от любого борта, а затем: (а) касается другого борта, или (б) доводит до другого борта любой шар, или (в) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту; или
(3) пересекает центральную линию, а затем: (а) касается любого борта или (б) доводит до любого борта любой шар; или
(4) отражается от любого борта, а затем: (а) пересекает центральную линию или (б) перекатывает через нее любой шар.
Если ни одно из указанных условий не выполнено, то налагается штраф. ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Все элементарные игровые события (соударения
шаров, отражения от бортов, пересечения централь
ной линии стола и т. д.) должны происходить толь
ко в указанной выше последовательности. В против
ном случае - штраф.
2. Если биток бьет по прицельному шару, стоящему вплотную к борту, а этот прицельный шар отражается от борта, в свою очередь бьет по битку и доводит его до другого борта или перекатывает через центральную линию, то удар считается правильным только в том случае, если имело место два отдельных соударения -«биток-прицельный шар» и «прицельный шар-биток». В противном случае - штраф.
3. Шар пересекает центральную линию только в том случае, если центральную линию пересекает центр шара.

4. Если один из шаров отражается от губы («носика» ) средней лузы и возвращается на свою половину игровой поверхности стола, то его центр по меньшей мере один раз пересек центральную линию.
21. Штрафной и премиальный удар с руки из дома
21.1. Удар с руки из дома производится также и в других, оговоренных правилами конкретных игр, случаях. Он может быть как штрафным (при неправильном сыг-рывании битка в лузу или при выскакивании битка за борт в «Московской пирамиде» («Комбинированной пирамиде»), а также при падении битка в лузу или выскакивании битка за борт в «Русской пирамиде» («Классической пирамиде»)), так и премиальным (при правильном сыгрывании битка в лузу в «Московской пирамиде» («Комбинированной пирамиде»)). Введение битка в игру производится в соответствии с разделом 11.
21.2. Забивать в лузу можно любой шар после соударения битка с любым расположенным вне дома прицельным шаром. Если все прицельные шары расположены в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией.
21.3. Штрафной и премиальный удар с руки из дома должны удовлетворять всем требования раздела 20 «Правильный удар».
22. Правильно и неправильно забитые шары
22.1. Шар считается правильно забитым (сыгран
ным), если он упал в лузу в результате правильного
удара.
22.2. Все правильно забитые шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке. (Каждому из игроков отводится отдельная полка.)
22.3. Если же при ударе было нарушено хотя бы одно из положений настоящих правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.
22.4. Все неправильно забитые шары не засчитывают-ся и выставляются.
22.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. (Штраф при этом не налагается.)
23. Шар на краю лузы
23.1. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра продолжается.
23.2. Если же зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу без соударения с другим шаром и если это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если самопроизвольно упавший в лузу шар был бы неизбежно задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары восстанавливаются с максимально возможной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется.
23.3. Если движущийся шар на мгновение останавливается на краю лузы в положении неустойчивого равновесия, а затем падает в лузу, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара и не восстанавливается.
24. Выскочивший шар
24.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на упругом борту, на поручне, на полу и т. п.).
24.2. Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.
Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность.
24.3. Если любой шар (биток или любой прицельный шар) выскакивает за борт, то игрок штрафуется.
24.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара.
25. Выставление шаров
25.1. Все неправильно забитые и выскочившие за борт шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.
25.2. Единичный шар выставляется на заднюю отметку.
Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу.
Если же какие-либо шары, расположенные вблизи или непосредственно на линии выставления шаров, мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам.
В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как можно ближе к задней отметке.
25.3. Любой выставленный шар может быть выбран
играющим в качестве битка или прицельного шара.

26. Замедленная игра
Если, по мнению судьи, игрок своей замедленной игрой затягивает ход соревнования или партии, то судья после предупреждения игрока может ввести сорока-пятисекундное временное ограничение на подготовку ударов обоими игроками (т. е. игра и того и другого контролируется с помощью секундомера). Если после этого один из игроков, предупрежденный судьей за 10 секунд до истечения отпущенного времени, не укладывается в установленные временные рамки, то объявляется штраф.
Контрольный секундомер включается после завершения предыдущего удара и контролирует время до начала следующего. Время, пока шары на столе находятся в движении, не учитывается.
Если игрок еще не подошел к столу для удара, то за 10 секунд до истечения отпущенного времени должно последовать предупреждение со стороны судьи.
В случае, если игрок склонился над столом для нанесения удара ранее чем за 10 секунд до истечения отпущенного времени, то временное предупреждение не делается и штраф не налагается. Если же игрок вновь выпрямился, то судья действует в соответствии с обычной процедурой контроля времени.
Каждый игрок один раз за партию имеет право на двукратное продление временного ограничения. Если счет в матче равный и игрокам осталось сыграть лишь одну (контровую) партию, то каждый игрок имеет право на два продления в этой партии. Игрок должен своевременно объявить о продлении и убедиться в том, что судья уведомлен об этом.
27. Вмешательство постороннего
Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, вы-

полняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается, при этом штраф не налагается.
Это правило применяется также и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, внезапное отключение све-та и т. п.).
Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной ненумерованный шар устанавливают в доме (если ненумерованный шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе нумерованных шаров), все оставшиеся на столе нумерованные шары устанавливают в форме пирамиды (или укороченной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара. Счет сохраняется таким же, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.
28. Вмешательство в игру соперника
Если игрок, завершивший свой игровой подход, наносит удар вне очереди или же смещает (касается) любого шара во время игры соперника, то это рассматривается как вмешательство в игру и влечет за собой штраф.
29. Штрафы
29.1. Штрафы налагаются в следующих случаях:
(1) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров (см. раздел 5.3);
(2) при неправильном начальном ударе (см. раздел 12.1);
(3) если следующий удар начинается до завершения предыдущего (см. раздел 14.2);
(4) при неправильном ударе кием по битку (см. раздел 15);
(5) при нанесении удара по битку с отрывом обеих ног от пола (см. раздел 16);
(6) при запрещенном касании шаров (см. раздел 17);
(7) при двойном ударе (см. раздел 18);
(8) при пропихе (см. разделы 19.1 и 19.2);
(9) при неправильном (неправильно завершенном) ударе (см. раздел 20);
(10) при выскакивании битка или любого прицельного шара за борт (см. раздел 24.3);
(11) при нарушении положений раздела «Замедленная игра» (см. раздел 26);
(12) при вмешательстве в игру соперника.
29.2. Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере.